iouripopov (iouripopov) wrote in eot_east_mo,
iouripopov
iouripopov
eot_east_mo

Киноклуб. "Укрощение огня". Обсуждение



Перед просмотром один из участников киноклуба рассказал о фильме и о Сергее Павловиче Королеве. Фильм в свое время в какой-то степени утвердил выступавшего в правильности выбранной профессии.

Даже частично подрезанная картина оказалась очень длинной, поэтому на обсуждение осталось мало времени. А жаль. Она буквально будит мысль. Поэтому приглашаю к реальному обсуждению здесь.

Зрители отметили своеобразную эклектичность фильма, порой, на взгляд некоторых, шизофреничную. На эту мысль навело внезапное исполнение песни "Смело мы в бой пойдем". Я не разделяю это мнение. Для момента триумфа песня борьбы вполне подходит.

Самое главное, что в фильме есть дух! Мужской, творческий, боевой. Музыка Петрова задает ритм действию. Человек мечтает, жертвует ради этой мечты, побеждает. Эта мечта заражает других.

В картине показано настоящее товарищество. Если сравнить "Укрощение огня" с современной поделкой "Время первых", то видно, что конфликты человеческие, производственные, творческие - в первом фильме реальность. Во втором никаких таких конфликтов нет. Основной конфликт - конфликт с властью, которой что-то нужно и которая в любой момент готова жертвовать людьми. О товариществе там вообще речи нет. "Время первых" проигрывает этому фильму и в кинематографическом аспекте. Можно констатировать, что наши современные пятидесятилетние актеры не умеют играть. В этом плане очень показателен эпизод, где герои Лаврова, Владимирова, Горбачева, Попова наблюдают за запуском ракеты с первым спутником Земли. Актеры знают, что спутник будет удачно выведен на орбиту. А вот их герои не знают. И это видно: они не знают! Они искренне переживают! Все четверо! Конечно, все, как говорят сейчас, - звезды экрана. Смешно звучит по отношению к этим киноактером западный сленг. А вот в эпизоде из картины "Время первых", где Миронов пытается вернуться в космический корабль, сразу понятно, что герой Миронова точно знает: он вернется.

Обращает на себя внимание внутренний конфликт женщины, которая любит творца. Главное в жизни её мужчины - дело. Правильно ли это? На мой взгляд, только так и должно быть. Главное в жизни человека - дело. Вопрос, зачем я живу встает в детстве. Люди по разному на него отвечают. Модный выбор - разнообразие удовольствий. Неужели ради этого стоит появляться на свет? А вот как отвечает на него учительница из фильма "Октябрьское небо": "Вся моя жизнь была посвящена преподаванию. Я верила, что если вы победите на этой ярмарке, получите стипендии, уедете, измените свою жизнь, то это значит, что я прожила не зря".

Следует напомнить, что герой фильма - Башкирцев, а не Королев. Башкирцев - художественный образ, в котором есть черты и Сергея Павловича. И уж точно личная жизнь Башкирцева никак не связана с личной жизнь Королева. Режиссер решал свои задачи. Он не снимал биографический фильм. Он снимал фильм по мотивам биографии генерального конструктора космических ракет.

Еще одна мысль мне не дает покоя. Дело в том, что я перепутал музыку Петрова с музыкой Свиридова "Время вперед". Композиции похожи по темпу, устремленности. "Время вперед" звучала каждый день вступлением к программе "Время". И вот мне кажется, что когда каждый день, то заряд духовного подъема, заложенного в эту музыку, обесценивается. Нельзя некоторые вещи делать каждый день. Это очень подходит в периоды мобилизации. Может быть, когда мобилизация постоянная, то и ежедневное звучание не подточит силу этой музыки. Но мобилизация не бывает постоянная. Может быть я ошибаюсь и все совсем не так. Просто хочется сказать, что, образно говоря, под пиво "Время вперед" слушать нельзя. Не должно быть пива? Даже без пива бывают моменты меньшего напряжения - внемобилизационные.

Tags: Киноклуб, Стремление ввысь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment