iouripopov (iouripopov) wrote in eot_east_mo,
iouripopov
iouripopov
eot_east_mo

Киноклуб. "Генерал Делла Ровере". Обсуждение



Очень необычный фильм, о котором я прочитал в книге у Юрия Лотмана "Семиотика кино и проблемы киноэстетики". Не удалось найти копию с нормальным дубляжом. А вообще он был дублирован на киностудии имени Горького в 1960 году, а в 1961 вышел на экраны для советского зрителя.

Очень необычная Вторая Мировая война в Италии. Разве можно представить, что заключенному принесут кровать и застелят её? Не думаю, что Роберто Росселини не знал реалии. Скорей всего в Италии это было возможно.

Благодаря этой картине немного удалось погрузиться в исторический контекст. Я не знал, что немцам пришлось завоевывать страну в 1943 году, когда был арестован Муссолини и союзник превратился во врага. В том же 1943 в сентябре на юге высадились наши союзники. Оказывается, Италия - это одна из немногих европейских стран, где движение Сопротивления было реально многочисленным и представляло серьезную угрозу для гитлеровцев.

В фильме главный герой по ходу сюжета меняет свою идентичность. Мелкий, далеко не самый отвратительный жулик Бардоне, в котором даже есть что-то человечное, в конце фильма идентифицирует себя с героем сопротивления генералом Делла Ровере. Сначала ему эта роль была навязана шефом полиции. Герою предложили сделку: узнать одного из командиров сопротивления в обмен на снисхождение за совершенное мошенничество. Бардоне соглашается с радостью, поскольку его мошенничество подпадало под расстрельную статью.

И тут маска стала приставать к телу. Для этого было много обстоятельств. Маска вызывала уважение очень достойных, несломленных людей, которые готовы были выдерживать пытки, но не сдавать товарищей. Она вдруг вознесла мошенника не немыслимую человеческую высоту, позволив перескочить даже через непреодолимые сословные перегородки. По сюжету понятно, что генерал Делла Ровере - аристократ. Все итальянцы ведут себя с ним, как с аристократом, даже надсмотрщики в тюрьме.

Выглядит справедливым утверждение, что вряд ли Бордоне реально поменял идентичность. Но уж слишком яркая была роль. И эта роль ему по-человечески была симпатична. Одна из надписей в тюремной камере говорила, что "умирать легко". А вот жить после роли Бордоне было бы очень трудно. Тем более, что у него не было возможности возвратиться к обычному жульническому ремеслу. Хода назад не было. Жизнь после спектакля была бы ниже дна: он становился бы предателем. И его дух протестовал против этого. Сначала протест преодолевался: жажда жизни была сильней, чем веление духа. Но в тюрьме разные события (смотрите фильм, чтоб узнать какие) закаляли дух. А испытанное предательство, когда по его вине подвергся пыткам и погиб парикмахер, показало, что жить с этим трудно. Надпись же на стене гласила, что умирать легко.

Главный герой выбрал смерть. Он не захотел отказаться от подаренной ему случайностью, если можно так выразиться, "карьеры настоящего человека". Пошел на смерть не генерал Делла Ровере, а Бордоне. Маска генерала лишь помогла ему сделать правильный выбор. "Как часто веселы бываем и угрюмы, но если надо выбирать и выбор труден..."

Тут хочется вспомнить определенную параллель из советского фильма, в котором актер Афанасий Бубенцов тоже сделал свой выбор. Ведь "проверка - она всем проверка".

Tags: Киноклуб, Победа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments