iouripopov (iouripopov) wrote in eot_east_mo,
iouripopov
iouripopov
eot_east_mo

Киноклуб. "Иваново детство". Обсуждение


Впервые наш киноклуб прошел в новом формате. Просмотр фильма Андрея Тарковского "Иваново детство" предварял рассказ о режиссере и об истоках его художественного метода. Возможность знакомиться с лучшими образцами зарубежного кинематографа в буквальном смысле слова сорвала крышу выпускникам ВГИКА начала 60-х годов. Итальянский нео-реализм и французская "новая волна" дали в руки этого поколения новые художественные средства. Они думали, что видели всё и знают всё. Вот как отзывался об этом Андрон Кончаловский, в течение ряда лет сотрудничавший с Андреем: "Мы с Тарковским росли под знаком отрицания много­го из того, что было в кинематографе. Нам казалось, что мы знаем, как делать настоящее кино. Главная правда — в фактуре, чтобы было видно, что все подлинное — камень, песок, пот, трещины в стене. Не должно быть грима, штукатурки, скрывающей живую фактуру кожи. Костюмы должны быть неглаженые, нестираные. Мы не признавали голливудскую или, что было для нас то же, сталинскую эстетику. Ощущение было, что мир лежит у наших ног, нет преград, которые нам не под силу одолеть".

Очень большое влияние на творчество Тарковского оказала личность отца. Арсений Тарковский - фронтовик, поэт, очень незаурядная личность. Его перу принадлежат всем известные стихи: "Гвардейская застольная" и "Только этого мало". Так получилось, что "Гвардейская застольная" оказалась очень удачной формой прославления подвигов нашего народа, и поэт Павел Шубин написал новый вариант "Волховская застольная", который был еще популярней оригинала. Давайте послушаем



А вот следующий стих, положенный на музыку и ставший очень популярной в Советском Союзе песней, лучше послушать в исполнении Александра Кайдановского, а не Софии Ротару.



Уже судя по этому фрагменту, можно понять, насколько сильно вплетены образ отца и его творчество в созданное Андреем Тарковским.

Если говорить о фильме "Иваново детство", то сначала снимать картину по повести Владимира Богомолова поручили Эдуарду Абалову. Но отснятый материал оказался настолько неудачным, что было принято решение найти другого режиссера. После просмотра в ходе обсуждения была высказана мысль, что возможно материал сопротивлялся съемкам, что он изначально трудно экранизируемый. У Андрея тоже не все получилось. Но все же, получилось.

Сценарист фильма Михаил Папава изменил сюжет, оставив Ивана в живых. Узнав об этом, Владимир Богомолов вмешался и настоял на том, что это не соответствует исторической правде. Дети-разведчики гибли на войне. Иван погибает.

В ходе обсуждения больше затрагивалась тема личности Тарковского, его кинематографических приемов, обсуждалась поднятая им волна "снобистской элитарности", нашедшая свое крайнее выражение в творчестве и жизненной позиции Александра Сокурова. Гораздо меньшее внимание было уделено описанным в фильме событиям.

Особенно было подчеркнуто, что в картине нет завершенности и цели разбудить мысль. У некоторых зрителей сложилось впечатление, что выразительные средства оказались на первом месте, а философское содержание было минимальным. Не появилось потребности додумать и осмыслить увиденное, как например, после просмотра фильма "Шумный день". Возможно, что-то не удалось разглядеть. Есть предложение продолжить обсуждение и фильма, и творчества Андрея Тарковского здесь.

Tags: Киноклуб, Победа, Тарковский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments