iouripopov (iouripopov) wrote in eot_east_mo,
iouripopov
iouripopov
eot_east_mo

Киноклуб. "Ночь". Обсуждение



Неожиданно много пищи для размышлений дал фильм "Ночь" Микеланджело Антониони. Забавно, что первый вопрос одного из постоянных гостей клуба был: "Кому-нибудь понравился фильм?". Судя по интонации, спрашивающему не очень понравился. Тем не менее, у всех нашлось, что сказать.

В первую очередь отметили художественно-фотографическую съемку. Фильм можно было нарезать на кадры и устраивать очень интересную выставку фотографий. Неореализм тяготеет к демонстрации технологического пейзажа в разных, порой неожиданных ракурсах. В нем большое внимание уделяется деталям. А вот действие... Впрочем, действие было. Какие герои, такое и действие, а герои были безжизненны. Они двигались, ходили на мероприятия, гуляли по городу, флиртовали, но все это было в состоянии даже не опустошения, а пустоты и отсутствия жизни. Повсюду они искали возможность подзарядиться энергией.

Можно провести параллель с фильмом "Июльский дождь", который был снят в подобном стиле. Да, там поменьше технологических пейзажей, но то же очень медленное развитие сюжета. Есть, правда, определенная разница. В картине Марлена Хуциева больше витальности. Апофеозом ее является День Победы. И тут можно увидеть сходство двух шедевров. Зачем молодые люди приходят праздновать День Победы с ветеранами? Они хотят напитаться жизненной силой. Да, они ею питаются у старшего поколения. Эти уже немолодые мужчины победили фашизм, и несмотря на свой возраст гораздо живее героев. Но даже среди героев картины "Июльский дождь" больше жизни, чем у героев фильма "Ночь". В итальянском фильме витальность проявляется лишь эпизодами: больной друг, драка, смерть, миллиардер. Все остальное мертво. "Смерть вживе".

Почему умерло чувство у Лидии? Неожиданно ответ на этот вопрос родился в ходе дискуссии. В жизни этой женщины было двое мужчин. Это не значит, что оба были любовниками. Мужчина может присутствовать в жизни женщины и даже любить ее, но не быть любовником, а оставаться другом. Были друг и муж. Мужа она любила, но серьезная человеческая связь была и с Томмазо. Он питал энергией, наполнял ее жизнь. Может в чем-то был назойлив со своими книгами, но он приподымал и тянул Лидию вверх. Главное даже не то, что тянул, а то, что заряжал. И этого заряда хватало на любовь к мужу, который, судя по фильму, уже какое-то время назад остыл.

Джованни Понтано сам лишился энергии и уже не мог ее генерировать. И в силу этого уже не мог ни творить, ни любить. А Томмазо мог. Щедро делясь запасом своих жизненных сил с героиней, он поддерживал в ней пусть не огонь, но хотя бы огонек. А когда умер, огонек стал гаснуть. Она стала искать что-то в муже, что могло бы поддержать огонь, страстно искать. Но ничего. Последней попыткой было письмо Джованни, адресованное ей, но написанное годы тому. Чутко-бережное, страстное, любовное письмо. Но муж даже не узнал своего творения. Оно на какой-то момент что-то разожгло в нем. Это как будто догорающая свеча, которую попытались легким дуновением разжечь ярче. Это удалось, но свеча догорает. Еще чуть-чуть и догорит.

В ходе обсуждения была высказана мысль, что любовь - это встреча. Топология сближения людей бывает разная. Они могут и не встретиться. Со временем кто-то может покинуть место встречи. Пусть он даже не подал на развод, не завел себе кого-то на стороне, но покинул. Тогда другой ощутит эту пустоту. Почему-то было сказано, что возврата нет, если кто-то оставил это место. Мне представляется, что есть. Может путь назад труден, может надо стоптать три пары железных башмаков, чтоб вернуться, но вернуться в точку встречи возможно. В принципе возможно, не для героев фильма "Ночь". Они мертвы. Но самое плохое, что это была примета времени.

Жизнь уходила из Европы. И на данный момент совсем ушла. Отдельные факелы жизни еще на какие-то мгновения освещают европейцев, как это было в момент самоубийства писателя Доминика Веннера во Франции. Незадолго до смерти, протестуя против закона об однополых браках, он писал: «Нечестивый закон может быть как принят, так и отменён. Это потребует новых действий, которые поднимут людей от благодушной спячки». Как ни странно это прозвучит, но самоубийство пыталось утвердить жизнь. Однако мертвой Европе жизнь не нужна. Ей нужен подживляж для зомби в виде ЛГБТ, современного искусства, легализованных наркотиков.

Неореализм оказался очень подходящим средством демонстрации того, как жизнь уходит из этого предельно технологизированного мира.

Tags: Киноклуб, Любовь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments