iouripopov (iouripopov) wrote in eot_east_mo,
iouripopov
iouripopov
eot_east_mo

Киноклуб. "Восхождение"


28 января на очередной встрече киноклуба в рамках цикла "Восхождение и/или падение героя" мы обсуждали фильм "Восхождение" режиссера Ларисы Шепитько, снятый по повести Василя Быкова "Сотников".

Надо сказать, что гости киноклуба сопротивлялись показу этого фильма, просили заменить, не хотели приходить на эту встречу. Но пришедшие ни разу не пожалели.

По окончании было непонятно, что тут обсуждать. Такое можно только пережить. Фильм редкий даже для советского кино.

Но обсуждение раскачалось довольно быстро и получилось содержательным.

  1. Сразу же была высказана мысль об очевидной параллели главного героя и Христа, Рыбака и Иуды, хоть Рыбак не предал непосредственно главного героя, не указал на него.

  2. Все играли великолепно: и известные (Солоницын), и ставшие впоследствии известными (Плотников и Гостюхин), и все остальные.

  3. Каждый герой что-то подчеркивает. Он не случаен в сюжете.

  4. Очень реалистично передана тяжелая жизнь в тылу врага как партизан, так и мирного населения.

  5. Основная мысль фильма, что выстоять может лишь тот, для кого есть что-то важнее жизни. Рыбак был неплохой человек, но для него в нужный момент не оказалось ничего важнее жизни. Потом оказалось, но он уже пал.

  6. Очень интересен персонаж старосты. Это спокойствие в любых ситуациях, исходящее от него. Но что важно было, в момент, когда пришло время расстаться с жизнью, для него вдруг стало важно, чтоб Сотников знал правду, что он - не предатель, что он в старосты пошел, чтоб быть связным партизан. "Человеком помру теперь - не собакой".

  7. Все отметили это противостояние между следователем и Сотниковым. Как важно было следователю, чтоб Сотников сломался. Не для того, чтоб тот что-то выдал, а для утверждения своей правды предателя.

  8. Предавший не интересен и немцам. Как следователь хочет почувствовать себя своим среди этих сверхчеловеков, они только поворачиваются к нему спиной.

  9. Сложилось ощущение, что Рыбак даже совершив падение, до последнего надеялся, что их сейчас будут расстреливать и он останется вместе со всеми. Но расстреливать не стали. Надо было сделать шаг самому - полезть в петлю. Он предпочел не лезть.

  10. В подвале для всех приговоренных Сотников был какой-то опорой. И в момент казни все тянулись к нему ища, не защиты, какую защиту им мог дать раненый, ослабевший человек, который еле дожил до утра. Это точно не физическая защита, но точно опора. Их души опирались на его дух.

  11. Перед казнью жизнь пытались купить Рыбак и женщина, у которой дома остались маленькие дети. Однако женщина не смогла купить свою жизнь и в какой-то степени жизнь своих детей, другой жизнью. Для нее что-то оказалось важнее жизни.

  12. Было высказано предположение об изначальной расчетливости Рыбака. Что он и товарища раненого спасал, потому что представлял, что его не будут преследовать. И вешаться в конце он не хотел, а лишь позировал перед собой.

  13. Противостоящей точкой зрения было, что он спасал, потому что хотел спасти. Что лишь в самый критический момент, когда вопрос стал или / или без всяких шансов выбрать компромисс, Рыбак выбрать не смог. Жизнь ему представлялась самой важной ценностью. Когда же он осознал, что совершенное делает его жизнь проклятой, то даже повеситься не сумел. Смерть его не принимала. Ее еще нужно было заслужить.

  14. Красноречив эпизод с мальчиком, наблюдающим за казнью. У нескольких зрителей возникла мысль о своеобразной реинкарнации, как будто Сотников ему свой несломленный дух передавал.



Следующий цикл будет посвящен "Любви"

Фильмы еще не выбраны, пишите, рекомендуйте, что будем смотреть. Устроим голосование.

Группа киноклуба в ВК

Tags: Восхождение, Киноклуб
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments