iouripopov (iouripopov) wrote in eot_east_mo,
iouripopov
iouripopov
eot_east_mo

Categories:

Киноклуб. "Шумный день". Мещанство против истории.


Неожиданной для меня получилась выездная сессия киноклуба. Нас пригласили в очень уютное место, которое совмещает в себе и благотворительную организацию, и творческую мастерскую, и просто место встречи друзей. Гостей было мало, зато обсуждение состоялось на редкость содержательное. Я надеюсь, что участники обсуждения дополнят мой отчет.

Фильм "Шумный день" снят в 1961 году по пьесе Виктора Розова "В поисках радости". Мещанство не сегодня родилось и не сегодня умрет, не буду пессимистично прогнозировать, что оно вечно. Тема и фильма, и пьесы не само мещанство (гонка за вещами), а, с моей точки зрения, конфликт истории и омещанивания. Дело в том, что Советский Союз резко обострил этот конфликт, он вовлек массы людей в творчество истории. Но уже в 60-х годах мы видим, как ряды творцов редеют, причем, как-то ощутимо.

Центральной фигурой обсуждения был Федор - старший сын и муж Леночки. Самый острый и видимый конфликт был между младшим сыном и Леночкой, но павшие и обретшие силы - вовсе не стороны этого острого конфликта. Федор - поражение. Наверное, будет слишком пафосно сказать, что дьявол потащил его душу в ад. Но где-то это так и есть. Он упирался, пытался что-то сделать, но силы не просто оставили его в этот момент. С начала фильма видно было, что сил у него нет. Когда они его оставили? Почему? Женщина ли тому виной (кто-то непременно скажет, что женщина) или что-то еще. Тут у нас мнения разделились, вернее вопрос остался. Предложенный мной ответ не удовлетворил. О нем ниже.

Олег и его мама с одной стороны и Леночка с другой - два полюса, которые притягивают души. Это не просто человеческие полюса, это идейные центры притяжения. Вокруг Олега создается определенное очистительное пространство, вокруг Леночки загрязняющее. Это выражается символически и физически в захламлении квартиры вещами, исходящее от Леночки и очищении от этих вещей, причиной которого стал Олег.

В фильме два героя, которые меняются под воздействием силовых линий обозначенных полюсов. Оба очень интересны, но изменения различны не только по разным выбранным центрам притяжения, но и в других аспектах. Есть только один ракурс, который объединяет эти изменения: если смотреть на ситуацию с точки зрения силы, обретенной, утраченной или даже не существовавшей. Геннадий - явно положительный герой, но ему не достаточно силы. Причем чувствуется, что где-то она есть, пробиться он к ней пока не может. Под воздействием Олега, он буквально воссоединяется со своей сущностью и обретает силу. Поэтому ему хватает смелости признаться в любви и буквально прекратить насилие со стороны отца. Сильного отец не в состоянии "с кашей съесть", даже прикрикнуть на него теперь опасается. А до этого бил уже взрослого человека.

Федор же обесточен. Хотя тут есть, скажем так, странности. Когда зло вступает в открытую схватку, то видно, что шансов у него мало. Как только Леночка заявляет об истинных целях и показывает свое неприкрытое лицо, то она начинает терять Федора. В прямом противостоянии, оказывается, шансов у нее, практически, нет. А вот в "гибридной войне" ночной кукушке довольно легко удается перекуковать дневную. Почему же Федор, чувствуя правоту матери, уступает?

Мое объяснение, что он (и не только он, это вообще феномен позднесоветского человека) оказался отчужден от истории. Он - талантливый ученый - химик. Творчество приносит ему радость, укрепляет социальные связи с людьми, которых он ценит. Тем не менее, он отказывается от этого творчества в пользу... В том-то и дело, что не в пользу вещей. Он легко перенес порчу вещей, она вообще его не коснулась эмоционально, в этом смысле он совсем не омещанился. Но, все-таки, от творчества отказался. Не собираюсь ни преуменьшать, ни преувеличивать силу женской притягательности. Очевидным образом она имеет значение для Федора. Тем не менее, какая бы ни была притягательность, есть что-то за пределами нашей видимой, физически осязаемой Ойкумены, что дает силы не поступаться ни творчеством, ни принципами. У Федора этого нет. Ему всего лишь приходится отказаться от творчества. Это мучительно, но возможно. Тем более такая красивая женщина вроде бы любит тебя. Ну творчество, но что ж...

Не только он, многие советские люди, оказались отчуждены от исторического процесса. Они больше себя не ощущают творцами истории. Победить фашизм могли только творцы истории, выйти в космос могли только творцы истории, строить коммунизм... Вот в этом может и заключаться проблема. Что такое коммунизм? Какой коммунизм? "Каждому по потребностям"? Так это уже можно начинать строить каждому, как это делает Леночка.
- Вот будет коммунизм, все тащи, сколько влезет.
- Тогда, Генка, не будет коммунизма никогда.


А история? А история побоку. Строим личный "хрущевский" коммунизм.

Многие видели этот фильм или читали пьесу. Приглашаю подключиться к обсуждению. Там буквально каждый эпизод дает пищу для размышлений.

Tags: История, Киноклуб, Мещанство, Шумный день
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments