iouripopov (iouripopov) wrote in eot_east_mo,
iouripopov
iouripopov
eot_east_mo

Ключ без права передачи. Обсуждение


По причине майских праздников на киноклубе было совсем мало людей. А жаль, фильм достойный. Главное, достойный обсуждения. Динара Асанова - хороший режиссер и неординарный человек. Картина просто нашпигована моментами, к которым стоит внимательно присмотреться.

На мой взгляд, самый интересный эпизод наиболее точно характеризуется диалогом из другого произведения Асановой "Пацаны".
"Мне бы хотелось, чтоб человеку вдруг стало стыдно самому по себе, перед самим собой. Не потому что я здесь рядом нахожусь или какой там строгий дядя другой. И вот у меня на глазах случалось. Я могу тебе точно сказать, я могу тебе назвать примеров, я не знаю, десять, когда человеку в двадцать лет, в двадцать лет впервые стало стыдно перед самим собой".

В этом случае, конечно, речь идет не о впервые, и не в двадцать лет. Но это ощущение возникает. И именно в этот момент понимаешь, что директору удалось что-то объяснить Марине Максимовне. Как он это сделал? Но ему удалось. Ей стало стыдно перед самой собой. Наверняка, это не первый раз для нее. Но как детское умение удивляться новому утрачивается, так и эта способность стыдиться, не потому, что кто-то видит, а перед самим собой может быть потеряна с годами. Особенно, когда есть повод собой гордиться. А у Марины Максимовны такой повод, безусловно, был. Ей 10Б вручил ключ.

Может быть дискуссии не получилось бы вовсе. Фильм хороший, что-то заметили, что-то похвалили. Но внезапно была высказана точка зрения, что разговоры - это не все воспитание, а может и не воспитание вовсе. Нужны дела совместные. А с какого-то момента всё начало уходить в разговоры, может даже и глубокие. Но и это еще не все. Прозвучало обвинение, что фильм программировал на разговоры вместо дел. То есть, он сам по себе содержал разрушительный элемент.

С тем, что картина несла образец негативного поведения в массы, я не согласен, скорее она что-то отражала. Учитель литературы должен учить размышлять, правильно и красиво говорить. Его обязанность - прививать любовь к лучшим произведениям. И это Марине Максимовне удавалось в полней мере. Сходить на Мойку в дату смерти Пушкина, это не пирожные, а хлеб. "Кому б прочесть - Анисье иль Настасье? Ей-богу, Пушкин, все равно кому!" Не всем доступно сходить на Мойку? В такой форме доступно не всем, но, в принципе, доступно, прикоснуться к творчеству Пушкина в любой день. Мы не осознаем, что это хлеб, поэтому и чувство языка теряем. Вызов на разговоры, на рефлексию - это, как раз, работа педагога по литературе. Но трудно не увидеть того, что они все свободное время этому посвящают. Дел нет. И, правда, дел нет. Учатся, конечно. Да и в течение учебного года много ли дел может быть? Но уж если говорить о создании коллектива, то дела нужны и важны.

Но мне представляется, что никаких дел не показано еще по одной причине. Проблема в том, что это уже не время устремленности вперед. Движением к новым вершинам не наполнен воздух вокруг. Ребята говорят об уютном мирке, а взрослые его воплощают. Когда все сводится к созданию уютного мирка, то это свидетельствует об увядании, об умирании. И да, картина это отражает. Дел потому и нет, что делать нечего. Представьте диалог, не из фильма:
- Что ты будешь делать после школы?
- Работать на заводе.

Или
- Буду врачом.

Такой ответ не просто плохой. Это состояние духа, вернее его отсутствие. Хочется слышать: "Буду создавать что-то" или "Буду лечить людей". А тут получается, что люди будут химиками, мамами (5 детей), еще кем-то. А ради чего? На вопрос, "кем ты хочешь стать", можно ответить - созидателем, а можно - рабочим, сотрудником. Понятно, что второй ответ означает, что я на своем месте буду честно зарабатывать деньги, чтобы построить свой мирок. Первый ответ говорит о желании строить мир.

70-е годы XX века были лишены духа. Хороший, замечательный фильм Динары Асановой это как-то фиксировал. Не то, чтоб режиссер хотела это передать или даже просто осознавала. Этим было наполнено время, а Асанова - чуткий художник.

Время... время. Ну и что. Дети только входят в жизнь, а вокруг время умирания. Ни в коем случае с этим нельзя соглашаться ни педагогам, ни ученикам. Задача учителей не только воспитать, научить мыслить, но и зажечь. В конце концов, кто-то должен разогнать это время, оживить. И Марина Максимовна, и Кирилл Алексеевич, и Паша из фильма "Пацаны" они решали технологическую задачу: к чему-то готовили детей, воспитывали, учили мыслить. Но они не решали стратегическую. Многие были не в состоянии делать и это. Более того, для того, чтоб вытаскивать людей - нужен талант. Вот только вытащить недостаточно, надо еще, образно говоря, разогнать и направить. Взять на себя функции демиурга, способного зажечь, мало кто может. Но в этом острая необходимость. В период между Гражданской и Великой Отечественной вся жизнь толкала вперед и раздувала огонь. Потом еще была вспышка, своей мощью согревшая весь мир - выход человека в космос. А потом... Потом большой огонь погас.

Фильм хорош даже нюансами, характерами, игрой актеров, конфликтами. Очень рекомендую к просмотру.

Tags: Киноклуб, Отцы и дети
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment